Согласно докладу, сделанному Марком Мидовником в лондонском Королевском колледже, будущее, в котором лифт соединит космос с земной поверхностью, уже не за горами. Фантастическая идея, впервые озвученная еще в XIX веке, сегодня уже не так далека от реальности. Всему виной новейшие разработки в области нанотехнологий. Нанотрубки из углеродных волокон вполне могут стать тем самым строительным материалом, который выдержит колоссальную длину и массу лифтовой шахты.
Как стало известно, NASA уже изъявило готовность выделить сумму в 3 млн. долларов, которые в ближайшие пять лет будут потрачены на разработку масштабной модели космического лифта. В настоящий момент загвоздка заключается в создании силового кабеля, в котором будет поддерживать нужное напряжение за счет центробежного ускорения и силы тяжести.
Масштабы будущего сооружения должны захватить низкую околоземную орбиту, а также геостационарную орбиту. По предварительным расчетам длина (или высота) лифта составит 35786 км. Суть конструкции проста: два якоря соединены силовым тросом. Один якорь находится на земной поверхности, а второй – на орбите. По кабелю, строительным материалом для которого как раз и послужат углеродные нанотрубки, будет взбираться платформа, или лифт. Скорость перемещения платформы будет составлять 200 км/ч. Таким образом, расстояние, равное высоте лифта, платформа преодолеет за восемь дней.
В настоящий момент стоимость доставки груза на орбиту составляет около 40 тысяч долларов за один килограмм. С ведением лифта в эксплуатацию, по предварительным расчетам, стоимость доставки упадет до 250 долларов за килограмм. Разумеется, снижение стоимости транспортировки грузов на орбиту сделает исследование космоса и его практическое использование реальностью самого ближайшего будущего. В общем случае, якорем для лифта может послужить высотное здание.
Углеродные нанотрубки, которые уже созданы в настоящее время имеют прочность на разрыв 5 гПа, при требуемой для троса прочности в 130 гПа. Теоретически прочность нанотрубок может составлять 300 гПа и исследования в этой области ведутся в настоящее время. Конструктивно трос будет неоднороден по своей толщине. Самая толстая часть будет находиться в космосе, прикрепленная к спутнику, а сам трос будет спущен вниз и прикреплен к якорю своим тонким концом.
Проблем в создании космического лифта еще достаточно много и большую часть из них предстоит разрешить ученым в течение ближайших пяти лет.