Лифт в космос

08 Май 2014

Согласно докладу, сделанному Марком Мидовником в лондонском Королевском колледже, будущее, в котором лифт соединит космос с земной поверхностью,  уже не за горами. Фантастическая идея, впервые озвученная еще в XIX веке, сегодня уже не так далека от реальности. Всему виной новейшие разработки в области нанотехнологий. Нанотрубки из углеродных волокон вполне могут стать тем самым строительным материалом, который выдержит колоссальную длину и массу лифтовой шахты.

Как стало известно, NASA уже изъявило готовность выделить сумму в 3 млн. долларов, которые в ближайшие пять лет будут потрачены на разработку масштабной модели космического лифта. В настоящий момент загвоздка заключается в создании силового кабеля, в котором будет поддерживать нужное напряжение за счет центробежного ускорения и силы тяжести.

Масштабы будущего сооружения должны захватить низкую околоземную орбиту, а также геостационарную орбиту. По предварительным расчетам длина (или высота) лифта составит 35786 км. Суть конструкции проста: два якоря соединены силовым тросом. Один якорь находится на земной поверхности, а второй – на орбите. По кабелю, строительным материалом для которого как раз и послужат углеродные нанотрубки, будет взбираться платформа, или лифт. Скорость перемещения платформы будет составлять 200 км/ч. Таким образом, расстояние, равное высоте лифта, платформа преодолеет за восемь дней.

В настоящий момент стоимость доставки груза на орбиту составляет около 40 тысяч долларов за один килограмм. С ведением лифта в эксплуатацию, по предварительным расчетам, стоимость доставки упадет до 250 долларов за килограмм. Разумеется, снижение стоимости транспортировки грузов на орбиту сделает исследование космоса и его практическое использование реальностью самого ближайшего будущего. В общем случае, якорем для лифта может послужить высотное здание.

Углеродные нанотрубки, которые уже созданы в настоящее время имеют прочность на разрыв 5 гПа, при требуемой для троса прочности в 130 гПа. Теоретически прочность нанотрубок может составлять 300 гПа и исследования в этой области ведутся в настоящее время. Конструктивно трос будет неоднороден по своей толщине. Самая толстая часть будет находиться в космосе, прикрепленная к спутнику, а сам трос будет спущен вниз и прикреплен к якорю своим тонким концом.

Проблем в создании космического лифта еще достаточно много и большую часть из них предстоит разрешить ученым в течение ближайших пяти лет.

Похожие новости
Программа замены лифтов попала в немилость властей

Ни в одном из двух бюджетов города и области Орла не предусмотрены средства на замену лифтов, которые вышли из строя. Такая очень не оптимистическая новость прозвучала двадцать первого мая на заседани...

ОАО "Самаркандский лифтостроительный завод"

Недавно на ОАО “Самаркандский лифтостроительный завод” начата модернизация производственных мощностей по выпуску основной продукции - грузовых и пассажирских лифтов. В настоящее время коллектив завода...

Введение платных полос, как способ борьбы с пробками

Многие водители, перемещающиеся по автомагистралям крупных населенных пунктов, не понаслышке знают, насколько утомительно стояние в пробках и как много свободного времени оно может отнимать в некоторы...

Будет ли свет в конце тоннеля?

Работа над повышением безопасности эксплуатации лифтов ведется постоянно и повсеместно, проводится инструктаж, предпринимаются и другие действенные методы. Однако все же бывают трагические случайности...

Губернаторов хотят сделать ответственными за безопасности лифтов

В конце прошлого месяца в Государственную думу поступило предложение об ужесточении требований к работе лифтов, с персональной ответственностью глав регионов.