Первые упоминания о механизмах, которые можно назвать прародителями современных лифтов относятся к периоду до нашего времени, когда римский архитектор и механик Марк Витрувий Поллион в своих работах представил описание подъемного устройства, созданного на рубеже 235 гг. до н.э. Архимедом.
Со второй половины девятнадцатого столетия лифты становятся неотъемлемой частью повседневной жизни населения стран Европы и Америки, чему способствовали развитие инженерной мысли, опыты по строительству высотных сооружений, а также, в немалой степени, – созданная в 1857 году американским изобретателем Элишей Гревсом Отисом система безопасности подъемного оборудования – так называемые, ловители, не позволяющие кабине либо платформе лифта проваливаться в шахту в результате обрыва канатов.
Виды лифтов в зависимости от типа привода
Несмотря на разнообразие существующих лифтов, в большинстве случаев все они приводятся в движение при помощи электрических лебедок, гидравлического либо пневматического оборудования.
Лифты с гидравлическим приводом имеют ограниченную высоту и скорость подъема кабины, поэтому эксплуатация их в высотных зданиях становится неэффективной. К другим недостаткам гидравлического привода относятся необходимость применения значительных объемов масла, выделение отдельного помещения под дополнительное оборудование (резервуар для масла, насос, охладительные установки и так далее).
К достоинствам гидравлических лифтов, в первую очередь, следует отнести некоторую экономию электроэнергии – она расходуется только на подъем кабины, вниз кабина такого лифта движется под воздействием собственного веса.
В отличие от гидравлических лифты с пневматическим приводом движутся за счет изменения давления воздуха, находящегося в системе. Благодаря своей компактности такие лифты заняли свою нишу в маловысотном строительстве.
Наибольшее распространение получили лифты с электрическим приводом, что обуславливается рядом их преимуществ в сравнении с «конкурентами».
Особенности конструкции лифтов с электрическим приводом
Классическая конструкция лифта с электрическим приводом включает в себя следующие элементы:
- электрическая лебедка, приводящая в движение кабину лифта. Различают редукторные и безредукторные лебедки;
- кабина, предназначенная для транспортировки пассажиров и грузов. Кабина движется в лифтовой шахте – полностью или частично огороженной части здания, оборудованной направляющими, дверями площадок для посадки и высадки пассажиров, приямком с буферами;
- противовес – предназначен для уравновешивания силы тяжести массы кабины лифта;
- подвесная система. Представлена в виде стальных канатов круглого либо плоского сечения, связывающих в единое целое кабину, противовес и привод лифта. Прочностью материала подвесной системы определяется максимальная высота подъема лифта. К недостаткам стальных канатов является их значительная масса (так, вес канатов подвесной системы для четырехсотметрового здания будет составлять около восемнадцати тонн). Поэтому в настоящее время производители лифтов обращают свое внимание на композитные материалы, которые при лучших прочностных характеристиках имеют меньший все. К примеру, разработанная финской компанией «Коне» технология UltraRope позволяет создать канат, вес четырехсотметрового отрезка которого будет составлять немногим более одной тонны;
- ловитель – предназначен для аварийной остановки кабины лифта в случае обрыва или ослабления натяжения каната подвесной системы либо в случае превышения ограничений скорости движения кабины;
- буфера – предназначены для замедления скорости кабины, опустившейся ниже минимально допустимого положения;
- контроллер управления движения лифтом и дополнительные электрические устройства.
Лифты с электрическим приводом в подавляющем большинстве случаев обладают одним существенным недостатком – требуют оборудования машинного помещения, в котором располагаются механизмы, приводящие кабину в движения. Современные разработки предусматривают установку лебедки непосредственно в шахте лифта.