Помимо всем известных категорий лифтов – пассажирских и грузовых, в зданиях могут проектировать и монтироваться пожарные лифты. Необходимость их монтажа предусмотрена федеральным законодательством и в соответствии с ним лифты для пожарных обустраиваются в зданиях в соответствии с установленными нормами. Если это, например центр детского развития такие лифты обязаны быть.
Согласно нормативам, в зданиях выше 10 метров, относящихся к общественным учреждениям (больницам, детским садам, домах престарелых, интернатах), пожарный лифт должен быть предусмотрен в каждом из пожарных объектов. В многоквартирных высотных домах выше 50 метров, в подземных автостоянках имеющих 3 этажа и более, а так же во всех остальных зданиях высотой более 28 метров, необходимо строить пожарные лифты. Данные нормативы предусмотрены частью 15 статьи 90 ФЗ-123. Имеются и другие нормативы, в которых предусмотрены несколько иные требования.
Так или иначе, но лифты для пожарных проектируются и строятся. Причем строятся даже на одноэтажных объектах, когда речь идет о производственных или складских зданиях высотой более 28 метров.
Строительство дополнительной лифтовой шахты, закупка оборудования и его монтаж, а так же соответствующее обслуживание в процессе эксплуатации – все это расходы, которые ложатся тяжким грузом на плечи застройщиков, а в дальнейшем на владельцев здания. Возникает законный вопрос, а может ли пожарный лифт эксплуатироваться жильцами и владельцами здания по иному назначению. Согласно, требованиям, изложенным в нормативных документах – нет. Причем даже в момент возникновения пожара пожарный лифт может быть использован для эвакуации людей с определенными оговорками. В первую очередь, лифт предназначен для транспортировки пожарной бригады на этажи здания с целью выявления источника возгорания и оказания помощи пострадавшим.
Вопрос необходимости размещения лифта в здании всегда решается на этапе проектирования, и решение о необходимости его устройства выносится на основании действующих нормативов.
Пожарный лифт отличается от обычного пассажирского самой своей конструкцией. Так, например, класс огнестойкости дверей и кабины лифта для пожарных во много раз выше огнестойкости обычного лифта. В шахте лифта обеспечивается подпор наружного воздуха под давление 20 Па. Лифт имеет прямую связь с пожарным постом.
Электроснабжение силовых агрегатов обеспечивается, согласно первому классу надежности. В соответствии с этим, становится очевидно, строительство пожарного лифта – весьма и весьма дорогостоящее мероприятие
.