Впервые показанный в 1867 году на Всемирной выставке в Париже гидравлический лифт представляет собой разновидность подъемного устройства, центральным элементом механизма подъема которого является гидроцилиндр. Движение кабины либо грузовой платформы такого лифта вверх обеспечивается за счет давления рабочей жидкости – масла – поступающей в гидроцилиндр из специального резервуара. Вниз кабина движется за счет силы тяжести, при этом масло сливается обратно в резервуар.
Особенности конструкции лифтов с гидравлическим приводом
Основными элементами конструкции гидравлического лифта являются:
- механизм подъема;
- грузонесущий узел – кабина для пассажиров либо же грузовая платформа;
- система управления на основе микропроцессорного контроллера, взаимодействующего с гидравлической схемой и контрольными датчиками.
Механизм подъема лифта с гидравлическим приводом представляет собой замкнутую систему, внутри которой циркулирует рабочая жидкость. Механизм подъема построен вокруг гидроцилиндра (поршневого либо плунжерного типа). При помощи трубопроводов гидроцилиндр соединен с гидроагрегатом, который включает в себя резервуар с маслом, и насос с электроприводом. Подача масла в гидроцилиндр и его слив в резервуар осуществляется при помощи клапанного распределительного устройства. Система оборудуется элементами защиты, предотвращающими возможность падения кабины лифта в результате резкого снижения давления рабочей жидкости (утечки в результате разрыва трубопровода и т.д.).
Преимущества и недостатки лифтов с гидравлическим приводом
Как и любой другой механизм, гидравлический лифт обладает набором преимуществ и недостатков, обусловленных особенностями его конструкции.
К основным преимуществам лифтов на гидравлическом приводе можно отнести:
- экономия энергоресурсов – электроэнергия, необходимая для приведения в действие, механизмов такого лифта, расходуется только для перемещения кабины вверх. Вниз кабина опускается под воздействием собственного веса. В случае неожиданного обесточивания здания кабина гидравлического лифта автоматически возвращается в нижнее положение. В совокупности со встроенным блоком аккумуляторов аварийного открытия дверей это позволяет пассажирам в кратчайшие сроки покинуть кабину лифта;
- гидравлические лифты при прочих равных условиях имеют в полтора раза большую мощность, чем их оборудованные электрическим приводом "сородичи";
- в отличие от электрических лифтов шахта лифта с гидравлическим приводом может иметь лишь одну несущую стену. Кроме того, монтаж электрического лифта в большинстве случаев требует оборудования над шахтой машинного помещения. Для гидравлического лифта существует возможность размещения машинного помещения на значительном удалении от шахты и на любом из этажей здания;
- высокая надежность механизмов и узлов при относительной простоте конструкции;
- плавный и бесшумный ход кабины;
- большая грузоподъемность.
Недостатками конструкции лифтов с гидравлическими приводами являются:
- незначительная скорость хода кабины – порядка 0,6 метра в секунду, что в полтора – два реза медленнее скорости движения кабины лифта с электрическим приводом;
- незначительная высота подъема кабины – до 20 – 25 метров. При этом высота подъема электрического лифта может достигать нескольких сотен метров. Этим обуславливается сфера применения лифтов с гидравлическим приводом – малоэтажное строительство;
- необходимость в использовании значительного количества масла (применяется в качестве рабочей жидкости в цилиндре) – до двухсот литров. Помимо необходимости оборудования помещения для резервуара, это накладывает на эксплуатантов гидравлических лифтов дополнительные ограничения, связанные с повышенными требованиями пожарной безопасности;
- возникающая в некоторых случаях потребность в установке дополнительного оборудования (охладителей и т.д.).
Преимущество тому или иному типу привода – гидравлическому либо электрическому – обычно отдается заказчиком строительства. Тем не менее, при проектировании и возведении зданий и сооружений могут возникать ситуации, когда возможной является только установка лифта с гидравлическим приводом – отсутствие полноценной лифтовой шахты, устройство автомобильных лифтов или же особая форма кабины лифта.