Невозможно представить себе современный город без сложных архитектурных решений. Высотные строения деловых центров и жилых комплексов присутствуют даже в небольших городах. Конечно, подобные здания весьма функциональны, но именно с развитием многоэтажного строительства появилась необходимость в использовании дополнительных транспортных средств, таких как пассажирские и грузовые лифты. Они помогают справиться с потоком людей как в офисных, так и в жилых зданиях. Но как же они устроены?
Если рассматривать устройство пассажирских лифтов, то можно выделить несколько основных блоков:
- Машинное отделение, в котором располагается двигатель и основные крепления и лебедки тросов;
- Кабина лифта;
- Противовес, обеспечивающий заданную грузоподъемность;
- Специальные ловители и буфер, обеспечивающие безопасность;
- Блок управления.
Конечно, такой транспорт требует отдельного помещения, поэтому при проектировании любого многоэтажного здания дополнительно закладывается возведение шахты лифта, обеспечивающей свободное движение кабины. В шахте обязательно предусматриваются страхующие элементы, называемые ловителями и способные затормозить кабину при обрыве основного и вспомогательных тросов. В нижней части шахты устанавливается специальный буфер, плавно тормозящий кабину при падении. Он может быть пружинным, полимерным или масляным.
В зависимости от основных параметров и производителя машинное отделение может располагаться сверху всей конструкции или в нижней его части. В первом случае все оборудование помещается на чердаке здания, а во втором - в подвале или на цокольном этаже. Двигатель и специальные металлические тросы, высокой прочности и стойкие к истираемости, обеспечивают передвижение кабины и противовеса. В зависимости от максимальной массы перевозки изменяется мощность мотора. По типу работы приводы подразделяют на:
- электрические;
- пневматические;
- гидравлические.
Наиболее распространены двигатели первой группы, ведь их обслуживание и эксплуатация самые надежные и недорогие. С учетом грузоподъемности, которая может составлять до 2000 кг, выбирается тип и количество основных и страховочных тросов. В качестве противовесов используются специальные железобетонные конструкции заданных габаритов и массы, которые располагают сзади или сбоку кабины.
Устройство кабины
Основными блоками этого элемента лифта являются каркас, подъемная платформа, башмаки и ловители, а также устройство открытия дверей. Сейчас можно найти разнообразные кабины как по дизайну, так и по материалам. Чаще всего для их отделки применяют пластиковые и металлические панели. На платформе обязательно устанавливается система контроля общего веса пассажиров во избежание перегрузки. Металлизированная панель управления с плоскими кнопками и светодиодное освещение позволяют придать элегантность внешнему виду.