Текст программы ГАЛИЛЕО, что идет по телеканалу СТС (скопировано с сайта программы
http://galileo-tv.ru, там же есть видео, заход через Библиотеку):
-----------------------------------------------------------------------------------
Лифт: почему он не падает?
Интересно, а кто эти люди, которые двигают науку вперед? Гении, романтики или лентяи? Скорее всего – лентяи. Возьмем, например, лифт. Его придумали 150 лет назад. Почему? Потому что лень было подниматься по лестнице. Вот один лентяй и придумал. Оттис была его фамилия. Переехал с первого этажа на пятый. День карабкался по лестнице, второй. А потом надоело. Впрочем, лентяй этот, все-таки был гением. Потому что он придумал лифт, который никогда не падает. А, если трос у него перерезать – тоже не упадет?
Какой самый распространенный вид транспорта? Думаете автомобиль, автобус или трамвай? Нет! Чаще всего человек ездит на лифте! Минимум два раза в день. А ежедневно в одной только Москве труженики-лифты совершают 30 млн поездок. При такой нагрузке даже очень крепкий трос, удерживающий лифт, может когда-нибудь не выдержать. И что тогда? Смертельный номер! Галилео проводит эксперимент.
… Кабина лифта делается на заводе из стальных листов. Сначала им придают нужную форму. В цехе холодной штамповки металл режут и раскраивают. Один лист пойдет на дверь, другие – на стенки кабинок. Теперь заготовки нужно покрасить. Вам какой цвет нравится? Нам – желтенький.
…Это уже конвейер сборки. Вот смотрите – это пол. Сначала к нему крепится правая стенка, далее левая и задняя, только после этого потолок. Металлический каркас готов. Теперь в кабину устанавливают панель с кнопками и лампы освещения. Лифт собран.
А вот и трос, на который повесят нашу кабину лифта. У нас – стандартный. Потому что подниматься высоко не понадобится. Диаметр такого троса – 12 мм. Он выдерживает 1 тонну груза. Учитывая, что кабина весит 400 кг, мы – 600. Как раз! А, если мы чуть-чуть тяжелее, значит, упадем? Нет! Кабину держат три таких троса. Их общий запас прочности превышает грузоподъемность кабины лифта в 12 раз! Зря, значит, мы девушку в лифт не пустили!
Нажимаем кнопку, и… как там у космонавтов? «Поехали!» Стоп! У нас же эксперимент! Что будет с лифтом и нами, если перерезать трос? На заводе нам сказали, что перерезать 4 троса не удастся. А мы попробуем. «Пилите, Шура, пилите». То-то же – не полвучится?! Все нет больше тросов.
Заходим в лифт и нажимаем на кнопку. «Поехали»! Оказывается, лифт может двигаться без троса. В чем дело? Все дело в голове! Вернее в программной установке лифта.
Цех, в котором ее собирают похож на производство телевизоров или компьютеров. Сначала в нем готовят основу или плату, дальше к ней припаивают микросхемы. Готовую плату с микросхемами отправляют вот в эту печь. Температура внутри 35-40 градусов. Испытывать работу платы в условиях повышенной температуры будут аж 16 часов. И это не единственное испытание в отделе проверки. Это стенд имитации работы лифта. Сейчас плату подключат к воображаемому лифту и заставят работать непрерывно в течение 4 часов. Теперь она готова к работе! Станция управления очень важная вещь. С ее помощью можно регулировать скорость движения лифта и плавность хода, программировать остановки. Ведь лифт может останавливаться и не на каждом этаже, а допустим через этаж. Кстати, обычный лифт движется со скоростью 1 метр в секунду. Скоростные же лифты могут развивать скорость в восемь раз большую.
Полет продолжается. Бортовой компьютер следит за безопасностью движения. Вверх, вниз, вверх, вниз. А что будет, если станцию управления вывести из строя? Эксперимент продолжается! Отключаем все программные установки! Нажимаем на все кнопки! Они не работают! Попрыгаем все вместе! Все замкнуло! Где мы? На 12-м этаже. Ой! Он, кажется, поехал! Нет! Мы падаем! Остановился.
Произошло чудо? Да нет, никакого чуда не случилось! Оказывается, внизу каждой кабины есть держатели….Они не дают кабине упасть.
Вот так вот! Лифт – самый безопасный вид транспорта. Катайтесь ежедневно и вверх и вниз. Только в течение 25 лет. Это стандартный срок службы лифта. После, его нужно модернизировать, а еще лучше просто заменить.