Дата: 07.04.2008
"Петербургский строительный рынок" 3 (108)
Профессия лифтовика по праву должна снова стать престижной
1 стр. из 1
Вопросы:
1. Что мешает развитию лифтового хозяйства и что нужно, чтобы это развитие стимулировать? (прогнозы развития отрасли)
2. Взаимоотношения с общественными и государственными структурами (Ростехнадзор): они способствуют развитию отрасли или тормозят?
3. Каковы пути решения актуальной сегодня в отрасли кадровой проблемы?
Подъемные устройства известны еще с древних времен. Первые лифты появились в Египте. Ими пользовались при возведении пирамид, приводя в движение механизм с помощью людей или животных.
Считается, что первый лифт был установлен в 1743 г. во дворце французского короля Людовика XV в Версале. В 1795 г. наш знаменитый Кулибин разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Все эти подъемники использовали физическую силу слуг, реже — тяглового скота. В 1852 г. появился первый безопасный лифт — изобретение американца Э. Г. Отиса. Создание специальных устройств — ловителей — предотвращало падение подъемника при обрыве тросов. С этого момента технологические усовершенствования подъемных механизмов не прекращались.
Сегодня лифт — неотъемлемая часть современного многоэтажного здания. Ежедневно лифты перевозят большее количество людей, чем любое другое транспортное средство. Что нужно для безопасного функционирования лифтов. С какими проблемами сталкиваются лифтовая отрасль, и какие пути видятся для их решения? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителей ведущих лифтовых предприятий Петербурга, участников заочного «круглого стола», проводимого журналом «Петербургский строительный рынок».
1. Развитию отрасли мешает прежде всего недофинансирование. Однако в последнее время имеют место положительные перемены. Как мы и предполагали, не заметить вопиющие проблемы стремительно стареющего лифтового парка невозможно. Власти, наконец, осознали проблему, и денежные средства потихоньку пошли в отрасль. Появились также планы капитального ремонта лифтов, не достигших предельного срока эксплуатации.
Это, безусловно, радует, но глобальные трудности в отрасли остались.
Темпы старения лифтового парка, несмотря на все наши старания, еще будут опережать темпы обновления на протяжении 10 лет, как минимум. Около 20 лет на его обслуживание средств практически не выделялось, и преодолеть эту пропасть в один прыжок невозможно. Только спокойный и взвешенный курс преобразования парка и планомерное финансирование решат проблему.
Модернизация и реконструкция 2% лифтового оборудования в год — то, что происходило в течение многих лет, — теперь бесполезное занятие. Ведь при этом 98% парка остаются в плачевном состоянии, а времени на замену части парка, достигшего на сегодняшний день критического возраста, потребуется не менее 25 лет. Что станет за это время с относительно новыми и модернизированными лифтами?
Таким образом, для обеспечения необходимых темпов модернизации требуется ежегодно заменять 15% лифтов парка. Это в течение ближайших десяти лет позволит выйти на правильную норму замены лифтов — 4% от объема парка в год (с учетом принятого на сегодня времени эксплуатации лифта в 25 лет). Без достойного финансирования такой проект не осуществить.
Хорошее финансирование тоже снимет с повестки дня проблему сопернической возни «лифтовиков» на тендерах, снизит возможность демпингов, взяточничества.
Только Петербургу в год требуется 8–9 тыс. лифтов. По стране потребность в оборудовании возрастет в ближайшие годы в 4–6 раз. Существующие заводы не справятся с этими объемами. Необходимо срочное развитие региональной сети производителей лифтовых запчастей, открытие небольших высокотехнологичных лифтовых заводов с широкой номенклатурой изделий, максимально приближенных к эксплуатирующим и монтирующим организациям и мобильных в производстве.
2. Здоровые взаимоотношения с общественными и государственными структурами, безусловно, способствуют развитию отрасли. Очень важны консолидирующие отрасль тенденции, объединение лифтовиков по производственному признаку. Возлагаем большие надежды на созданное недавно Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры».
Что касается деятельности Ростехнадзора, то ограничение влияния, прав и возможностей государства в лице этой организации на состояние дел в сфере лифтового хозяйства, отсутствие инструмента, заменяющего Ростехнадзор в функции контроля за безопасной эксплуатацией лифтов, сказываются пагубно на развитии отрасли. Отсутствие лицензирования, неполноценность других институтов, определяющих степень подготовленности организаций к специализированной лифтовой деятельности, очень вредят делу, т. к. порождают на нашем рынке непрофессионализм, опасность в эксплуатации лифтов, обман клиентов.
3. Эта проблема для любой лифтовой организации сегодня на первом плане. Возрастной состав работников отрасли слишком солиден. Потеряно одно, может, два поколения лифтовиков, прервана преемственность поколений, разрушены рабочие династии. Рынок, конечно, решит и эту проблему, но нужно время. Профессия лифтовика снова и по праву должна стать престижной, элитной. Для этого прежде всего требуется и достойная заработная плата, и качественное обучение кадров.
1. Лифт сегодняшнего дня — это сложнейший механизм с микропроцессорным управлением, и обслуживать его должен современный электромеханик, высококвалифицированный специалист с инженерным или, как минимум, средне-специальным образованием. Уровень сложности лифтового оборудования повысился значительно, а восприятие людьми профессии «электромеханик по лифтам» осталось на прежнем «ремесленном» уровне.
В перспективе надо увеличивать значимость этой профессии, привлекать молодежь осваивать ее, создавать условия, при которых данная специальность оценивалась бы в соответствии с уровнем сложности работ.
Тормозящим фактором развития лифтовой отрасли являются также низкие расценки на техническое обслуживание лифтов, т. к. они не дают возможность нанять высококвалифицированных специалистов с радиотехническим инженерным образованием или обучить штатных сотрудников с достойным потенциалом.
2. Взаимоотношения с общественными и государственными структурами, такими, как Управление СЗО по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор), на мой взгляд, способствует развитию отрасли. На всех конференциях и совещаниях инспекторы Ростехнадзора совместно с «лифтовиками» говорят о необходимости замены лифтового парка. И в том, что правительство с каждым годом все большее внимание уделяет лифтовой отрасли, большая доля заслуг Ростехнадзора.
3. Проблема нехватки квалифицированных кадров при работе с модернизированным оборудованием весьма актуальна для «лифтовой» отрасли. Мы решаем ее следующим образом: посещаем радиотехнические вузы и привлекаем студентов старших курсов и выпускников к работе в компании в качестве инженера электронщика. Специалисты ООО «Лифтсервис» проводят обучение молодежи с базовым радиоинженерным образованием по специальности «электромеханик по лифтам».
1. Для начала отмечу причины, которые, по моему мнению, тормозят развитие лифтовой отрасли Санкт-Петербурга.
Во-первых, не хватает объединяющей «лифтовиков» Санкт-Петербурга структуры. Большой ошибкой было то, что в 1992 г. ликвидировали трест «Лифтреммонтаж». В Москве поступили мудрее: объединили профильные организации в «Мослифт», который обслуживает свыше 70 тыс. лифтов. Конкурентом этого объединения является только завод «Отис», который обслуживает свыше 30 тыс. лифтов. Поэтому таких проблем с работой, как в Санкт-Петербурге, в столице нет.
Во-вторых, в наш лифтовой бизнес пришли «иногородцы» — Карачаровский механический завод, «Рослифт», «Русьлифт» (Москва), РУП «Могилевлифтмаш» (Беларусь), у которых, кроме небольшого офиса и вывески с названием фирмы, ничего нет — ни опыта эксплуатации и монтажа лифтов, ни производственных баз в Петербурге, ни своих рабочих и специалистов. Ни одна из этих организаций, в отличие от завода «Отис», который построил лифтовой завод в нашем городе, ни рубля не инвестировала в модернизацию лифтового хозяйства Санкт-Петербурга. Основной их способ завоевания рынка — демпинг на тендерах на 30–35% и переманивание рабочих и специалистов у питерских организаций более высокой зарплатой. Все это приводит к разрушению наших служб по эксплуатации лифтов.
В-третьих, причиной задержки развития отрасли являются и низкие расценки на техническое обслуживание лифтов, которые отстают от инфляции и индексируются один раз в 3–4 года. За такие деньги нельзя обеспечить бесперебойную работу лифтов.
В-четвертых, дебиторская задолженность у лифтовиков постоянно составляет два месячных объема. За 2007 г. она составила свыше 50 млн. руб., и пока неизвестно, погасит ее город или нет.
В-пятых, продолжается массовое хищение лифтовых деталей, содержащих цветной металл. За 2007 г. в Выборгском районе разграблено 365 лифтов на сумму свыше 4 млн. руб. В городе 142 пункта приема цветных металлов. Зачем столько? Это же криминальный бизнес.
Ну и, наконец, варварское отношение жильцов к лифтам.
Для исправления положения необходимо:
ускорить темпы обновления лифтового парка, они должны опережать темпы старения;
расценку на техническое обслуживание привести в соответствие инфляции и индексировать ее ежегодно;
тендеры на замену и модернизацию лифтов проводить в январе или даже лучше в декабре предыдущего года, а не в мае — октябре текущего;
лоты на тендерах должны быть не более 25–30 млн. рублей;
не проводить тендеры на замену отдельных узлов и запчастей, эту работу должна выполнять организация, которая обслуживает этот лифт;
закрыть или упорядочить работу пунктов приема цветных металлов;
пропагандировать посредством телевидения и средств массовой информации бережное отношение к лифтовому оборудованию.
2. В 1995 г. была создана Ассоциация «Петролифт» для координации деятельности лифтовых организаций и решения насущных проблем, но в силу того, что она не решала возложенные на нее задачи, два года назад самоликвидировалась.
В 2005 г. по инициативе Жилищного комитета была создана Ассоциация «Жилищный комплекс», но там в основном решаются проблемы управляющих компаний и собственников жилья, a не лифтовые.
Что касается инспекции Ростехнадзора, то ее роль трудно переоценить. Благодаря твердой позиции отдела по надзору за лифтами в отношении соблюдения Правил безопасности правительство города вынуждено решать лифтовые проблемы: финансировать замену и модернизацию лифтового парка, контролировать установку устройств безопасности, диспетчеризацию лифтов и многое другое.
3. До перестройки один механик обслуживал 6 лифтов, а сейчас — свыше 50. Демографический состав рабочих таков, что до 30 лет — 12%, а свыше 50 лет — 52%. Так что в ближайшие годы неизбежен кадровый кризис.
Электромеханики по лифтам являются самыми высококвалифицированными специалистами в жилищной системе, и на их подготовку требуется не менее 4–5 лет, поэтому в сжатые сроки эту проблему не решить.
Профессия «лифтовика» никогда не была престижной, но до перестройки пополнение кадров шло за счет иногородних (90%), им предоставлялась лимитная прописка, общежитие и возможность получить в течение 5 лет служебную квартиру. В настоящее время этих льгот не стало, и, естественно, приток новых кадров прекратился. Зато участились случаи увольнения специалистов в связи с низкой зарплатой и плохим состоянием здоровья, ведь к состоянию здоровья работающих на электроустановках предъявляются достаточно высокие требования, да и многократно подниматься на высотные этажи пожилому механику достаточно трудно.
Решать проблему кадров нужно за счет повышения зарплаты, которая напрямую зависит от расценки на лифт. Жильцы за лифт платят столько же, сколько за телеантенну, и неспециалисту понятно, что это ненормально. Лифт и телеантенна — это устройства разных «весовых категорий» как по сложности, так и по стоимости, и эту аномалию нужно устранить.
Наряду с зарплатой необходимо улучшать социально-бытовые условия: предоставлять работникам дополнительное медицинское страхование, санаторные путевки, лечение, помощь в приобретении жилья. Словом, улучшать условия труда и возобновить забытые за годы перестройки понятия — наставничество, курсы повышения квалификации для ИТР и рабочих.
В. А. Яковлев, директор ООО «Радел»
1. Отсутствие единой политики государства в лифтовой отрасли приводит следующему.
Во-первых, лифтостроительные заводы изготавливают свою продукцию по собственным разработкам, которые зачастую имеют низкие эксплуатационные качества. Низковольтные комплектные устройства УПЛ, УЛЖ, ШУЛ, УЛ, УКЛ имеют множественные отказы печатных плат, приводы дверей РУП «Могилевлифтмаш» плохо регулируются, качество чугуна шкивов и отводных блоков приводных лебедок очень низкого качества. Во-вторых, контроль со стороны государственных органов за качеством продукции очень слабый. Поэтому необходимо повышение ответственности изготовителей за качество выпускаемой продукции, усиление госконтроля, унификация выпускаемой продукции.
2. Большинство общественных организаций работают сегодня очень слабо, «лифтовики» не получают от них практически никакой помощи. О Ростехнадзоре так сказать нельзя. Эта организация осуществляет контроль за выпускаемой продукцией всех заводов-поставщиков, активно помогает развитию отрасли.
3. Молодежь очень неохотно идет в «лифтовики». Причиной тому и низкая заработная плата, и отсутствие достойных условий труда. Чтобы кардинально решить данную проблему, следует, во-первых, повысить заработную плату (особенно молодым специалистам в период испытательного срока), во-вторых, обеспечить молодых специалистов жильем. Ранее иногородним специалистам предоставлялась жилая площадь и льготные условия прописки. В последние годы этого нет.
А для молодежи подобные условия привлекательны, и в отрасль потянулись бы «свежие» кадры. В-третьих, надо расширить систему профессионального обучения и, в-четвертых, ввести полугодовую отсрочку от призыва в армию.
А. Г. Кудрявцев,
заместитель генерального директора ЗАО «СМУ-55»
1. Наблюдается острая нехватка квалифицированных работников в лифтовой отрасли. Ранее пополнение рабочих было за счет иногородних, которым предоставлялось служебное жилье. Теперь такого нет. Молодежь в отрасль идет неохотно. Эта проблема распространена в крупных мегаполисах, и решить ее можно только на государственном уровне.
2. Взаимоотношения с Ростехнадзором неоднозначны. Их можно сравнивать с ГАИ: его боятся, ругают, но обойтись без инспекции невозможно. Начнется откровенный беспредел.
3. Будущее отрасли — за крупными специализированными организациями, которые по договору могут направлять молодежь на обучение с последующим трудоустройством. При этом обучаемому должно предоставляться достойное материальное пособие
статья из питерской газеты годичной давности
мда ща тока все усугубилось